религия

archaeology_il


Трудовыебудни археологии


Previous Entry Share Next Entry
Конференция "Ландшафтная археология сегодня"
shenbuv
shenbuv wrote in archaeology_il
Организованная Майком Фрейкманом ака indy424 и Линдой Олсвиг-Уитакер, прошла в Еврейском Университете, Иерусалим, 1-2 марта 2017.

1 день.
К сожалению, из-за пробок на дорогах я опоздала к началу и не слышала вступительных слов Дитера Вивегера и Майка Фрейкмана.
Михаэль Мюллер из Свободного Университета в Берлине прочитал доклад "Клады как пограничные маркеры внутри неолитических ландшафтов". Доклад был посвящен Культуре воронковидных кубков (Funnel Beaker culture, Trichterbecherkultur, 4100-2800 до н.э.), древнейшей неолитической культуре Северной Европы. Известна тем, что именно оттуда известно древнейшее изображение колесной повозки. Для этой культуры характерны мегалитические постройки (дольмены), укрепленные поселения с домами из глинобетона, различные виды погребений, в т.ч. в курганах, и укрепленные культовые центры. Мюллер отмечает, что представители этой культуры разделяли пространство на различные по назначению участки: места для жизни, для смерти, для церемоний и для "приношений", т.е. кладов. Клады, включавшие от одного до несколько дюжин кремниевых топоров, располагались, по его словам, на границе между культурным и природным, видимым и невидимым, сухим и влажным, подвижным и неподвижным. Топоры, явно еще функциональные, тем не менее оставались на месте, возможно, маркируя вход на определенную территорию.
Итамар Вайсбейн из Еврейского Университета, Иерусалим, рассказал о небольшом обособленном хананейском храме в Тель Меворах. Первые два храма существовали в 15 и 14 вв. до н.э., еще один - в 11-10 вв. Эфраим Штерн, который копал там в 70-е годы, предположил, что речь идет о "придорожном храме". Вайсбейн, основываясь на анализе расположения дорог того времени, указал на то, что храм располагался в стороне от важных дорог, зато стоял на берегу важной водной артерии, Крокодильего ручья (Нахаль Таниним), и рядом с болотом, служившим существенным источником дичи (там водились кабаны, бегемоты, дикие быки, черепахи и крокодилы). Болото сохраняло свое значение еще в римское время, что подтверждается тем, что римляне огородили его каменной кладкой, существующей до сих пор, и провели оттуда акведук в Кейсарию.
Майк Фрейкман прочитал доклад "В темноту: культовые подношения в доисторических пещерах". В пещере Зарда (глубиной 40 метров) в Западной Самарии, которую исследовала его экспедиция, были обнаружены неолитические кувшины, тщательно расположенные в нишах. Пещера не была обитаемой, поэтому предсталяется, что характер этих подношений - ритуальный. В другой пещере, Кана, были обнаружены золотые (в сплаве с серебром, 7%) кольца. Подобные приношения были найдены также в других местах неолитического Ближнего Востока, например, в пещерах недалеко от Чатал-хююк. Фрейкман предполагает, что пещеры служили местом встречи шаманов с потусторонним миром, поскольку сенсорная депривация (в данном случае - полная темнота) является одним из способов достижения ASC, альтернативных состояний сознания, наряду с длительным постом, лишением сна, круговым движением, наркотическими веществами, повторением определенных слов и звуков и низкочастотными звуками. Как показали исследования 70-х годов, определенный центр в мозгу в ответ на стресс выдает определенный порядок галлюцинаций: геометрические формы; важные для данного человека символы (животные или летающие компьютеры, в зависимости от эпохи и специальности); спираль - туннель (знаменитый туннель со светом в конце); сам человек (шаман), но в сплаве с животным, например, со звериной головой.
Ицхак Паз прочитал доклад "Мегалитическое тысячелетие: урбанизированный мегалитический ландшафт долины Иордана в конце 4 - начале 3 тысячелетия до н.э. и его параллели в Леванте и Европе". Долину Иордана можно назвать "колыбелью южно-левантийской урбанизации" - Йерихон, Bab edh-Dhra в Иордании, Абу эль-Хараз, Бет Йерах, Руджум эль-Хири, иорданские "менгиры" и погребальные конструкции. В ту же самую эпоху были сооружены Сильвер-Хилл (Йоркшир, Англия), Стоунхендж, мальтийские "храмы", Дольмен де-Менга (Испания) и Тель Банат в северной Сирии. По мнению Паза, все это свидетельствует о некоем почти одновременном этапе в развитии мышления тогдашних обществ - сотворение неприродного из природных элементов, при отсутствии прямых связей между этими обществами.
Нейл Эрскин из университета Глазго прочитал не очень внятный доклад "Религиозность ландшафта: связывая данные и теорию". О замысле докладчика можно судить по опубликованному в материалах конференции краткому изложению: для приложения антропологических теорий к пониманию архелогических данных необходимо заново сформулировать теоретические методы, например, основываясь на трудах Deleuze и Guattari, что позволит связать ландшафтные и архитектурные данные и артефакты с их социальным значением. Докладчик преполагал иллюстрировать предлагаемый метод на примере Негева эпохи Железа.
Рахель Бернштейн из Университета Бен-Гурион, Беер Шева, прочитала доклад на тему "Византийское монашество в Негеве: физический, архитектурный и социо-экономический контекст". Докладчик анализировала формирование жизненного пространства монахов, его размеры и назначение, а также функции монастырей – церковные обязанности, общинную жизнь, сельскохозяйственную деятельность и услуги, предоставлявшиеся секулярному населению. В исследовании используются различные методы, включая GIS (Geografic Information System), а также письменные источники, включая папирусы из Ницаны (Nissana Papyri).
2 сессия – Экологические ландшафты.
Вступительное слово произнесла Линда Олсвиг-Уитакер, в свое время принимавшая участие в разработке первых компьютерных методов обработки гео-экологической информации.
Катья Зоннекен из Немецкого Протестантского Института Археологии на Святой Земле (DEIAHL) представила предварительный анализ широкомасштабной археологической разведки Вади аль-Араб (Иордания) в 2009-2012 гг. Центральной точкой исследования стал Тель Зераа, а также другие важные археологические объекты, задокументированные в начале 20 в. Шумахером и Глюком. Анализировались отношения между населенными пунктами и их окружением, торговые отношения и изменения важности на протяжении времени, в частности, соотношение населенных пунктов Римского периода со схемами расселения предыдущих эпох. Один из выводов – поселения римской эпохи были менее привязаны к воде; сельское хозяйство в римскую эпоху было экспортным.
Нимрод Вилер из Университета Бен-Гуриона, Беер Шева, кафедра гидрологии и микробиологии окружающей среды, прочитал доклад на тему "Важность геологической составляющей для пустынного водосборного (runoff) земледелия на юге Израиля: индикаторы устойчивой пустынной среды за последние 1600 лет". Мультидисциплинарный подход позволяет анализировать различные факторы, способствовавшие развитию устойчивого земледелия в этом не слишком благоприятном регионе, - в частности, анализ горных пород.
Итамар Таксель из Тель-Авивского университета, кафедра археологии, прочитал доклад на тему "Живая археология: отношения между деревьями и людьми в ландшафте на примере исследования исторических деревьев в районе Явне, Израиль". Следуя примеру Tim Ingold, "The Temporality of the Landscape", и других, автор исследует функции деревьев, намеренно высаженных за пределами поселений. Дерево формирует вокруг себя определенное место, которое может тем или иным способом использоваться, - например, в качестве затенения, приметной точки, границы, и пр. Докладчик исследует деревья, высаженные в 19 в. и первой половине 20 в. вокруг Явне, и следы человеческой деятельности вокруг них, включая фотографии и аэросъемку. Он предполагает, что такие исследования могут в определенной степени способствовать пониманию роли деревьев в античных ландшафтах.
Эдна Барроми-Перлман прочитала доклад на тему "Разве эта земля не моя? Как это должно выглядеть? Ландшафтная фотография в Палестине и в Израиле". Святая Земля была объектом повышенного внимания фотографов с самого начала развития фотографии. Докладчица проанализировала фотографии Святой Земли времен Оттоманской империи и британского мандата и сравнила их с фотографиями пионеров-сионистов. Нельзя не обратить внимания на разницу в пропорциях – человек как случайный элемент пейзажа или как служебная деталь, для демонстрации масштаба, на первых – и центральная роль человека-освободителя земли на вторых. А фотографии авторов-постсионистов (Симха Ширман, Йосэф Коэн, Эфрат Натан) отражают их критический дискурс по отношению к израильскому наследию.
Давид Эйтам, независимый исследователь, рассказ о различении оливковых прессов и крупорушек (мельниц для получения измельченных зерен) в соответствии с их расположением на местности на примере сооружений, найденных на холмах Самарии. Докладчик привел примеры более широкого употребления измельченного зерна в древней левантийской кухне.
3 сессия – GIS (Geografic Information System) и анализ изображения.
Вступительное слово произнес Давид Гуревич.
Моти Ѓайман рассказал о проекте картографирования сельскохозяйственных систем (2004-2014), целью которого, среди прочего, было создание базы для интердисциплинарных исследований. Объектом была долина Беер-Шевы, 6-8 вв. н.э.
Джефф Ховри из Гарвардского университета представил проект WorldMap – виртуальную платформу для сотрудничества ученых и преподавателей из разных отраслей науки. Платформа разрабатывается Центром географического анализа при Гарвардском университете и предоставляет возможность для публикации собственных исследований и карт участников.
Мэтью Адамс из Археологического института Олбрайта рассказал о новых направлениях дигитальной археологии и пространственного анализа в Изреельской долине. Новые инструменты, включая трехмерную фотограмметрию (не знаю, что это), эхолокацию и пр., позволяют сэкономить время и деньги при изучении человеческой деятельности и изменений окружающей среды.
Михаль Биркенфельд из израильского Управления древностями рассказала о новых перспективах исследования отношений между человеком и ландшафтом в Рамат Бейт-Шемеш на основе GIS-анализа. В период Средней Бронзы мы с удивлением обнаруживаем, что в зоне видимости поселений НЕ находится призрачный город ранней Бронзы – Ярмут; возможно, в этом следует видеть анти-урбанистическую тенденцию того времени. В период Поздней Бронзы визуально связаны два города-государства и их сателлиты. В поздний Эллинистический период в деревнях, сельскохозяйственных сооружениях, миквах и пр. определенным образом отражается хасмонейская идеология.
2 день.
1 сессия – Агроэкономические ландшафты.
Вступительное слово произнес Шимон Гибсон.
Вольфганг Цвикель из Университета Иоганна Гутенберга в Майнце рассказал об экономических условиях в районе Галилейского моря (Кинерета). Эта территория разделяется на 5 районов: долина Иордана, Нижняя Галилея, Верхняя Галилея, Голанские высоты и Трансиорданское плато. На этой территории начиная с эпохи Неолита зарегистрировано более 30 сайтов. В разные эпохи население распределялось по-разному в зависимости от экономических задач, - например, разную роль играл экспорт или добыча базальта. Совершенно по-разному выглядят реконструированные карты дорог разных эпох, причем одни и те же дороги то используются, но надолго забрасываются.
Мор Шокрон из Бар Илана, кафедра исследований Земли Израиля и археологии, рассказал о комплексном исследовании виноделия в Византийский период в полупустынном регионе Северного Негева и юга Хевронского нагорья. В исследовании используются данные литологии, топографии, почвоведения, геологии, и пр. Предварительный вывод: на хевронском нагорье в исследуемый период использовались в основном простые каменные прессы, в то время как в долинах Беер-Шевы и Бесорской они были большего размера и более сложного устройства. Представляется, что различия обусловлены не географией, а местной традицией.
Норма Франклин из археологического института Цинмана, Хайфский университет, рассказала об использовании новейших технологий в исследовании Тель Изрееля и Эйн Изрееля и их окрестностей, включая сезонные потоки, сельскохозяйственные сооружения, скальные гробницы и колокольные пещеры. Одна из используемых технологий – LIDAR (подобие радара на основе лазера).
Су Фрумин, палеоботаник из Университета Бар Илан, рассказала о фрагментах "бочек", т.е. больших сосудов для хранения жидких и сыпучих продуктов, найденных на стоянке Гивати в Иерусалиме. На некоторых черепках рядом с горловиной сосуда найдены отпечатки листьев. Анализ этих отпечатков привел докладчицу к выводу, что речь идет о листьях фигового дерева, причем свежих. Су Фрумин предполагает, что эти листья в жаркие месяцы года (когда на смоковнице есть листья) использовались при производстве сосудов, - горловина тоньше и сохнет быстрее, поэтому могла треснуть. Сосуды служебные, и декоративной функции отпечатки листьев не несут. Насколько смогла выяснить докладчица, параллелей этому явлению не зафиксировано в научной литературе.
Андреа Оренди из университета Тюбингена рассказала о сельскохозяйственном ландшафте Тель Бурны. Археологические находки на этом сайте датируются начиная с эпохи Ранней Бронзы и до Железа IIC. В докладе были представлены сельскохозяйственные сооружения и результаты палеоботанического анализа находок. В округе Тель Бурны было распространено возделывание чины посевной, чьи бобы содержат очень много белка (больше, чем в ячмене, овсе, кукурузе, горохе и чечевице), однако содержат также оксалилдиаминопропионовую кислоту, которая считается причиной различных заболеваний, т.е., по существу, токсичны, и поэтому требуют особой технологии приготовления.
5 сессия – Теория.
Вступительное слово произнес Майк Фрейкман.
Регина Ул (Uhl) из Немецкого Археологического института в Берлине, Евразийская кафедра, прочла доклад на тему "Выбирая правильный холм. Перемещения поселений на северо-востоке понтийского региона в 4 тысячелетии до н.э.". Докладчица представила интереснейший анализ кукутень-трипольской культуры на примере поселения Петрени в Молдове. Археологические данные фиксируют до 3 тысяч домов, т.е. в поселении жило до 10 тысяч человек. Но одновременно ли? Докладчица предполагает, что и дома строились и использовались постепенно, и жители то строили, то оставляли поселение. Центральный дом поселения еще не раскопан, - возможно, там находится какое-то культовое сооружение. Отсылаю к Википедии: https://en.wikipedia.org/wiki/Cucuteni-Trypillian_culture
К сожалению, Булент Арикан из стамбульского Технического Университета, который должен был рассказать об Арслан-тепе в природном контексте в эпоху Ранней Бронзы, приехать на конференцию не смог.
Адам Пажут из Хайфского Университета, кафедра археологии, рассказал о римской системе дорог на юге Голанских высот. Дорожная система включает основные дороги, проселочные дороги и тропы, и эта система до сих пор почти не изучалась. Новейшие комплексные методы исследования позволяют приблизиться к пониманию экономических связей внутри региона; возможно, с их помощью можно предсказать нахождение новых сайтов.
Эви Гасснер из Еврейского Университета, Иерусалим, сделала доклад на тему: "Вода, вода везде. Вода как элемент ландшафта в строительных проектах Ирода Великого". Ирод любил строить различные водные сооружения – бассейны, нимфейоны и фонтаны, - в самых пустынных местах, таких как Иерусалим, Иродион и Йерихон, как бы демонстрируя свою верховную власть, в том числе и над природой. Бассейн можно увидеть (до сих пор) и в его дворце в Кейсарии.
Рафаэль Льюис из Хайфского Университета, кафедра архелогии, прочел доклад о ландшафтах, находящихся под угрозой (например, вокруг Бейт-Шемеша). Законы времен британского мандата отражают site-oriented подход Флиндерса-Петри, - охраняемый объект это прежде всего объект, но не его окружение. Между тем израильских закон о древностях позволяет объявить охраняемым объектом что угодно. Учитывая, среди прочего, важность "библейского пейзажа" для туризма, не говоря уже о его важности для археологов, Управлению Древностями, по мнению докладчика, следует шире применять свои возможности для охраны памятников, - не только архитектурных, но и ландшафтных.
6 сессия – датировка и OSL (Optically stimulated luminescence – см. Гугл).
6 сессия "случайно" получилась самой бурной. Вступительное слово произнес Юваль Гадот (см. далее).
Елена Ельгарт-Шарон из Тель-Авивского университета прочла доклад на тему "Исследования ландшафтных палимпсестов: OSL-датировка трансформации земли вдоль верхнего течения реки Сорек и введение террасного земледелия". Исследование основано на изучении ручья Шмуэль и ручья Халилим, двух главных истоков верхнего течения реки Сорек, целью его было понять взаимодействие между Иерусалимом и его сельскохозяйственной округой. Среди прочего, выяснилось, что в районе ручья Халилим есть преемственность между Железным веком и персидским периодом, то есть речь о "пустой земле" идти не может.
Ротем Элинсон из Тель-Авивского университета, кафедра Географии и среды обитания человека, сделал доклад на тему: "Основанный на данных LIDAR анализ эрозии почвы на заброшенных террасах ручья Шмуэль". Террасы были заброшены около 200 лет назад. В результате комплексного анализа выяснилось, что при разрушении террас теряется только около 28% почвы, что гораздо меньше изначально предполагавшегося.
Ницан Бен-Мелех из Тель-Авивского университета прочитал доклад на тему: "Контекстуализация печей для обжига извести – новые открытия в свете OSL-датировки". Докладчик подробно описал метод датировки печей, обычно расположенных на окраинах поселений. Известь играла большую роль в жизни человеческого общества начиная с неолита. Некоторые из найденных печей были найдены неразобранными после последнего обжига, а те, что были раскопаны ранее, исследовались без анализа содержимого.
Юваль Гадот из Тель-Авивского университета (совместно с Ури Давидовичем) прочитал доклад на тему: "Земледелие в горах: пересматривая взгляды на сельскохозяйственные ландшафты в предместьях Иерусалима Бронзового и Железного периодов". Авторы доклада опровергают утвердившееся мнение о том, что земледелие в гористых районах было основано на использовании террас с древнейших времен и утверждают, что самые ранние террасы датируются эпохой эллинизма. Датировка также основана на OSL.
Шимон Гибсон из Университета Северной Каролины в своем докладе "Датировка сельскохозяйственных террас в Южном Леванте; ландшафтная археология против выборочных научных проб" резко возражал Гадоту и Давидовичу, утверждая, что использование OSL-датировки немыслимо без привлечения других методов исследования, а полученные результаты неточны, неверны и вообще еще не опубликованы (я упрощаю, но смысл был примерно этот).
Юваль Гадот это утверждение, в свою очередь, опроверг.
В общем, было нескучно. Собравшиеся во главе с Линдой Олсвиг-Уитакер приняли решение о создании Общества ландшафтной археологии в Израиле, одной из задач которого должно стать сохранение ландшафтов Святой Земли.

?

Log in

No account? Create an account