религия

archaeology_il


Трудовыебудни археологии


Previous Entry Share Next Entry
"Райский сад на земле. Место, образ и примеры садов"
shenbuv
shenbuv wrote in archaeology_il
Семинар под таким названием проходит в первом семестре на отделении археологии Тель Авивского Университета.

К сожалению, мне удалось посетить только два заседания. 19 декабря проф. Ави Гофер прочитал лекцию на тему "Дом и сад в эпоху неолита". Краткий конспект.
Через некоторое время после одомашнивания первых животных и начала возделывания первых растений однородным до этого группам людей пришлось разделиться - выпасать увеличившиеся стада в непосредственной близости к сельскохозяйственным угодьям было неудобно. По мнению лектора, разделение происходило сначала внутри больших семей - на пастбище удалялись члены семьи, возможно, более молодые. Постепенно оседлые "феллахи" (Яаков) и кочующие пастухи (Эсав) разделились, однако связь между этими группами сохранялась с помощью браков. Соответственно, снизилась ценность женского труда и повысилась ценность женской репродуктивности.
Появление "садов" связано с особенностями произрастания культурных растений - если злаки и в природе растут "полями", то бобовые - отдельными кустами, которые к тому же нужно обирать постепенно. При жилищах появились "сады", то, что называется "бустаны", т.е. сочетание плодовых деревьев и огородных культур. При этом развилась "вторичная охота", garden-hunting, т.е. охота в основном на мелких животных, привлеченных человеческой деятельностью, - например, на кроликов и барсуков (ценный источник жира), не только с целью добычи белков и жиров, но и с целью уменьшения вреда от них. Следы такой охоты есть уже в натуфийских поселениях (барсуки).
Потом произошла "революция вторичных продуктов" - кроме мяса, в керамическом неолите (7-6 тыс. до н.э.) стали активно пользоваться молоком (керамические сосуды для производства сливочного масла) и шерстью (ткацкие грузила), животные стали использоваться в качестве тягловой силы, в том числе для пахоты. Были освоены новые растения - овощи, приправы, возможно, ароматические растения, лук и чеснок. Относительно некоторых из них трудно установить время начала культивации, потому что собирательство сохранялась (а кое-где сохраняется и сейчас, например, травы на Крите, - Х.К.). Первые культурные деревья - олива, рожковое дерево, миндаль, финиковая пальма, гранат, фиговое дерево (читала, что и сикомора, - Х.К.). Для возделывания деревьев необходима концепция собственности на землю, потому что деревья растут долго.
Бустан (смешанный садо-огород) существовал как в плодородных районах, так и в пустынных оазисах. Отсюда, возоможно, концепция "райского сада" - не только подспорье оседлого, но и место отдыха связанного с оседлым родственника-пастуха.
Любопытно, что в Америке животные в качестве тягловых не использовались и плуг не был изобретен. Преимущество - болезни растений и животных не передаются.
Пахота существует 50-60% времени из 10 тыс. лет сельского хозяйства.
В Новое время появилась тенденция к возвращению к бустанам, совсем новое - выращивание растений на крышах в городах.
Любопытные дополнения сделал проф. Симха Лев-Ядон, - в основном, различные подсчеты.
2 января Рона Ависаф рассказала о традициях, влияниях и новых открытиях в области изучения эллинистических царских садов в Израиле. Будучи ландшафтным архитектором по специальности, Рона изучает структуру садов на основании исторических, литературных и археологических источников, а также немногих образцов живописи (фресок). Сады изучать труднее, чем дома, тем не менее отдельные элементы остаются, - оросительные трубы, бассейны, пыльца, следы деревьев.
Порядок и симметрия в саду символизировали победу человека над природой. Некоторые элементы сохранились до Нового времени - например, "визуальная ось" (Версальские сады), "внутренние сады" (патио), многоуровневый сад (вилла д'Эсте в Тиволи) и пр. В Ираль аль-Эмир (Иордания) - пример дворцового павильона на острове посредине пруда, другие примеры - Иродион и Петра.
Считается, что на царские сады в эпоху эллинизма оказали влияние персидские сады, поразившие Александра. Рона проанализировала единственный дошедший до нас полностью образец "царского (хасмонейского) сада" под Йерихоном и пришла к выводу, что в нем прослеживается скорее влияние египетских садов. Новым там было наличие фонтанов и водопада.
Общественные сады появляются в нач. 19 века. Тогда же - искусственные развалины.
Оппонентом Роны был проф. Моше Фишер.
16 января состоится заключительное заседание семинара. С лекцией о садах Визувия выступит проф. Кэтрин Глиссон.

  • 1
// Оппонентом Роны был проф. Моше Фишер //

была какая-то дискуссия, или это то, что называется официальный оппонент?

Дискуссии не было, потому что у оппонента не было возможности заранее ознакомиться с материалом. Он свои какие-то наработки кратко изложил - к сожалению, не записала, потому что ничего особенно интересного для меня там не было. Да и излагал-то минут 5.

спасибо.

А приводились какие-то простые критерии, по которым проводится отличие персидского влияния от египетского? как делаются такие выводы, с какой степенью уверенности?

  • 1
?

Log in