религия

archaeology_il


Трудовыебудни археологии


Previous Entry Share Next Entry
60-летие проф. Йоси Гарфинкеля
shenbuv
shenbuv wrote in archaeology_il
Было отмечено вчера в Музее Библейских Стран мини-конференцией и презентацией сборника статей в его честь: "От Шаар а-Голан до Шеараим".

Вечер вел многолетний сотрудник проф. Гарфинкеля Саар Ганор (Управление Древностями). С приветствием к юбиляру обратилась д-р Мадлен Мумчоглу.
13921119_617500835089383_5762250132364312387_n

Д-р Янир Милевский прочел красочный доклад "Оштукатуренные черепа и погребальные обычаи эпохи до-керамического неолита на юге Леванта".
Обычай украшать черепа восходит к натуфийской эпохе. Уже тогда практиковалось погребение на временных стоянках, под полом временных жилищ. Обычай получает развитие в до-керамическом неолите. Тела погребали, через некоторое время извлекали череп, покрывали его штукатуркой, иногда вставляли в глаза раковины и даже имитировали черты лица. Встречаются группы черепов с различной степенью "обработки", как, например, эта группа из Ифтахэля:
Iftahel</a>

Черепа выставляли на своего рода скамье или полке в доме; у некоторых из них сохранилось лепное основание, - очевидно, для устойчивости.
По всей видимости, спустя некоторое время эти черепа были погребены группами отдельно от тел.
Большинство исследователей полагают, что этот обычай связан с культом предков. Некоторые считают, что речь идет о военных трофеях - черепах врагов. Однако наличие женских и детских черепов, а также черепов пожилых людей этой теории противоречит. По мнению Йоси Гарфинкеля, такое обращение с черепами свидетельствует не просто о культе предков, а и о желании жителей определенной деревни доказать свою связь с этим местом.
Обычай прекращается в эпоху керамического неолита. Отныне покойников погребают за пределами поселений - как правило, в пещерах.

Проф. Амнон Бен-Тор рассказал о документах, найденных в Хацоре.
13876481_617500861756047_4241847888520644671_n</a>

Когда речь заходит о Хацоре, все задают один и тот же вопрос: "Как пройти в библиотеку?" "Найден ли уже архив?" Ответ, увы, отрицательный. Однако надежда есть - материала в Хацоре осталось на 500 лет раскопок, так что, вероятно, однажды архив будет найден. Однако уже сейчас в Хацоре нашли больше глиняных табличек, чем во всем остальном Израиле.
Проф. Бен-Тор рассказал о некоторых из них.
1) Часть двуязычного календаря.
2) Призма - школьное пособие, таблица умножение в шестидесятиричной системе.
3) Иск, поданный тремя лицами против женщины по имени Шамуилу (Шмуэла), владевшей домом в Хацоре и садом где-то еще. Интересно, что в документе не упоминаются ни отец, ни муж этой женщины, то есть она была самостоятельным собственником. Царь решил иск в ее пользу, и дальнейшие претензии грозили истцам штрафом. Напомним, что речь идет о 18 веке до н.э.
4) Единственный законодательный текст на глиняной табличке, до сих пор найденный в Леванте. Законодатель определяет размеры компенсации за вред, причиненный рабу, отданному в наем, - за глаз, зуб, и т.д. Любопытно, что перечисление видов ущерба начинается с глаза, как и в законах Хаммурапи, и в Торе. Если наниматель ударил раба по щеке, не причинив никакого вреда, он не должен платить компенсацию, но обязан отдать раба обратно хозяину.
5) Тяжба о караване ослов, которые прибыли в Хацор и были задержаны там, потому что тот, кто вел предыдущий караван, скрылся, набрав товара и не заплатив. Тот, в свою очередь, утверждает, что заплатил, но потом был ограблен и потерял и товар, и расписку об уплате. В функции царя входила забота о безопасности караванов.
6) Рассказ о сне - спящий оказывается сначала в Мари, потом Иммау, потом в Ямхе, потом в Катне, рядом с Хацором, а просыпается в Хацоре.
7) Два небольших документа, посвященных производству текстила. Хацор был центром текстильной промышленности, о чем свидетельствуют не только эти документы, но и сотни ткацких грузил, найденных в городе.
8) Список одежды, которую один царь посылает другому; упоминается не только одежда "в хуррийском стиле", но и одежда "в хацорском стиле".
9) Посылка подарков (или налога в форме подарка), почти все единицы товара исчисляются в шестидесятиричной системе, - 60, 120, и т.д., хотя есть упоминание 1000 головных лент.
10) Осколки глиняной модели печени, имитирующие печень животного, на котором гадали, с ответами прорицателя. Проф. Бен-Тор заметил, что все подобные тексты полны мрачнейших предсказаний, - а Хацор, как известно, был разрушен в результате страшного пожара в 13 в. до н.э.
11) Письмо о двух молодых девушках, посланных обучаться игре на музыкальных инструментах и сбежавших. Переписка о музыкантшах и танцовщицах уже известна - в одном из писем один царь говорит другому, что следует послать именно трех музыкантш, как было договорено, а не двух, потому что иначе оркестр не сможет играть.

Проф. Йоси Гарфинкель, Саар Ганор и директор Музея Аманда Вайс:
13912720_617500958422704_8647488546704468313_n</a>

В конце вечера присутствующих (которых набрался полный зал) ждал сюрприз: директор Музея Аманда Вайс решила показать им новую выставку, посвященную находкам в Хирбет Кейяфе, открытие которой назначено на 5 сентября.
Туда притащили даже одну из каменных стелл! И, разумеется, знаменитые находки, - модели храмов, остракон с надписью на иврите и керамический сосуд с надписью "Эшбааль бен Беда".
13939437_617501028422697_6156842566984138063_n</a>

  • 1
Спасибо за отчёт!

Мне кажется, фамилия Мадлен - Мумчоглу, но не настаиваю на своей версии :-P

Да, похоже на то. Спасибо, исправила.

  • 1
?

Log in