религия

archaeology_il


Трудовыебудни археологии


Previous Entry Share Next Entry
Лампа на побережье Ашкелона
roof
rosie_hobbit wrote in archaeology_il
Меир Амшик, спасатель из Управления природы и парков в национальном парке "Тель-Ашкелон", совершал утром во вторник свою обычную пробежку по берегу моря. "Я заметил несколько досок, выброшенных прибоем, и остановился, чтобы собрать их, - рассказывает он. - Внезапно я заметил, что море обнажило новый участок склона <вдоль южной части израильского побережья Средиземного моря, буквально в нескольких метрах от берега, тянется полоса дюн>. Я подошёл ближе и заметил лежащую там керамическую масляную лампу - совершенно целую. Я подумал, что это может быть что-то древнее, поэтому я забрал её. Когда я вернулся в будку спасателей, мы с Ави Панцером, начальником спасательной станции, обратились в Управление древностей".

   
Фото: Юли Шварц, Управление древностей

Гай Фитусси (Guy Fitoussi), инспектор отдела по борьбе с грабежом Управления древностей, вскоре приехал на станцию. По его словам, "спасатели Управления природы и парков и вообще спасатели - наши помощники на побережье. Они спасают не только людей, но и древности. Люди должны понять, что древние артефакты, которые они случайно находят, принадлежат государству и всему обществу. Эти находки могут быть очень важными для исследования нашей общей истории. К счастью, всё больше и больше людей сообщают нам о таких находках".

Как объяснил Саар Ганор (Sa’ar Ganor), главный археолог Ашкелонского округа Управления древностей, "эта древняя лампа, служившая для освещения, была сделана в 12 в. н.э., в начале периода крестоносцев. Очень хорошо видна сажа на носике лампы и другие следы. Лампа, видимо, вышла на поверхность в результате схода части склона, который постоянно подвергается действию различных природных факторов. Эта лампа - одно из свидетельств богатой материальной культуры древнего Ашкелона - крупного торгового города. Здесь был порт, через который ввозились иностранные продукты и вывозились товары, произведённые на юге Израиля. В национальном парке Ашкелона можно найти археологические свидетельства пребывания людей начиная с ханаанейского периода 4000 лет назад и вплоть до современной эпохи."

Меир Амшик отметил, что "найти такую вещь - это очень волнительно. Чувствуешь себя частью истории, звеном в цепочке".

Видео на иврите:


Источник: Управление древностей.

PS Чтобы проверить, как правильно читается имя героя, я забила его в поиск по-английски - и обнаружила интересные подробности биографии Меира. Оказывается, 11 лет назад ему было 27, он уже был спасателем и серфингистом - а также религиозным поселенцем в секторе Газа, и готовился к мирному, но упрямому сопротивлению армии, которая вот-вот должна была всех вывести. Такая у нас маленькая страна, всё близко, все тут.

  • 1
Вот, зачем я так подставляюсь? Меня, естественно, предадут анафеме и на понимание я почти не надеюсь, но я скажу.
Не говорю о законе и порядке. Говорю об ощущении. Вот, по ощущению, человек нашёл - это его, если это конечно никто не потерял. Разговоры о необычайной исторической и научной ценности это не более чем риторика. Более того - циничная риторика. Ценно - выплатите человеку достойную компенсацию забирайте.
Законы испокон веков зиждились на морали. Любой, наделённый моралью и не знакомый с законами, если его спросить кому это принадлежит, скажет что нашедшему.

В принципе я согласна, что с вознаграждением было бы справедливее. Но закон пока что такой, какой есть...

Но при этом, вырванные из контекста, Ваши утверждения очень легко опровергнуть. Законы, конечно, зиждились на морали - так, как её понимали в разные времена. Вы же не будете спорить, что законы инквизиции зиждились на современной этим законам морали? Или что законы Торы о побиении камнями за различные прегрешения зиждились на современной им морали? Да чего так далеко ходить - Ишай Шлиссель убил девочку на параде гордости из соображений морали. Это, конечно, демагогия, смысл в том, что мораль каждый понимает по-разному, для того и существуют законы. Я, например, археолог, поэтому моя мораль мне говорит, что древности должны быть доступны учёным и обществу.

"вырванные из контекста" это да :)
Как Вы понимаете, я говорю о несколько другом аспекте. Вот Вы, из статьи в статью, повторяете что найденные исторические ценности нельзя утаивать. А надо ли Вам говорить, что убивать нехорошо? Это явно излишняя информация. 99.99% процентов общества понимает что вне аспекта самообороны убивать нехорошо.
Больше Вам скажу, все приведённые Вами примеры, с точки зрения инквизиторов попадали под понятие самообороны и оставались в рамках морали. Но здесь мы слишком уходим в философию. Я всё же склонен придерживаться контекста.
Так вот, к чему я веду: если бы утаивание археологических ценностей было бы вне морали в современном нам обществе, об этом не приходилось бы так настойчиво напоминать.

Я всего лишь перевожу, повторяют из статьи в статью сотрудники Управления древностей ;) И да, мне самой это уже звучит несколько заезженно, но я не вырезаю, потому что понимаю, зачем они это продолжают повторять: многие, как и Вы, считают, что "я нашёл - значит, моё", руководствуясь именно что общими представлениями о справедливости, а не законом.

Извините, я туплю к ночи и не могу разобраться в последней фразе. Вы считаете, что утаивание археологических ценностей, по мнению современного общества, это морально или аморально?

А вот несколько иначе:
1. Н потерял ценную вещь, М её нашёл. Что скажет мораль?
(По галахе - М не просто обязан вернуть её, он обязан приложить максимум усилий, чтобы найти хозяина).
2. Так же, но Н успел умереть. Надо ли вернуть вещь его наследникам?
3. И тут мы переходим к вопросу - кому принадлежат археологические артефакты? Есть мнение, что как культурная ценоость, историческое свидетельство итп - принадлежат народу (а закон определяет, что народ хранит их в музеях).
На моей памяти Израиль вернул Египту археологические находки с Синая. Правда, другие такие прецеденты мне не известны.

1. Максимум усилий я бы прилагать не стал. Если просты и очевидные действия приводят к хозяину, то отдал бы, а если нет, то взял бы себе.
2. Здесь, для меня, важен фактор времени. Если я нашёл кошелёк. Нашёл хозяина и узнал, что тот умер, то отдам его жене или детям. Если же я разбирал хлам, в доме подлежащем разрушению, нашёл ценную картину и знаю что хозяин умер, то наследникам ничего не отдам.
3. В общем, мои воззрения на этот вопрос вытекают из предыдущих двух пунктов. Добавлю только, что более социалистического выражения чем "принадлежит народу" я даже представить не могу. Кто это мифический народ? Почему он отбирает у меня результаты моего труда?
Думаю, честно было бы если бы нужную ему вещь народ у меня купил. :)

1,2. Ну это и есть вопрос - какой моралью руководствоваться. А закон должен быть один для всех.
3. Ну, это отдельная сложная тема. Вкратце - есть такая сущность "общество" (это вместо "народ"). И ошибка социалистов - в перекосе баланса "общество-личность" в сторону "интересов общества" (в крайне виде фашизм/коммунизм/исламизм), в результате в конечном счёте общество страдает. С другой стороны - личности, не объединённые в общество, не смогут и армию организовать (и пострадают от тех, кто объединился).

Что касается "лучше бы купил" - надеюсь, что нашедший получает вознаграждение (если нет - то таки плохо).

Мораль она у каждого своя. А ощущения Вас обманывают.
Закон о древностях в том виде, в котором он есть в Израиле это результат долгого процесса формирования. Закон это смесь на смеси двух ранних законов разных государственных образовании, написанныи с учетом ранних и новых реальностеи. Я не смогу обьяснить почему случаиные находки бывают ценными (а они бывают), скажу только, что чаще это не "циничная риторика".
Но далее Вы приходите именно туда, куда и должны были: деньги (более, чем предсказуемо).
Именно из-за денег (собирательное название для всего комплекса: заработок, коллекционирование и т.д.) принцип "нашел-мое"-плох. Потому что в таком случае грабители не оставят в земле ничего. Вообще ничего.

Ну а по-поводу музеев: у археологов тоже нет льготного/бесплатного входа в музеи.

Edited at 2016-06-29 05:09 pm (UTC)

Кстати, я не уверена, что вознаграждение за найденный "клад" (в широком смысле, то есть, любую древность) подстегнёт "профессиональных" грабителей. Вознаграждение всё равно будет ведь не по "рыночной цене" - ибо, как все любят вспоминать по случаю и без, "даже в Союзе" выплачивали 25%. Так что грабителям, думаю, по-прежнему будет выгоднее продавать на чёрный рынок. И ещё, они ведь находят не по одной штучке, а помногу - а сдавать потом государству по одной (чтобы сделать вид, что это случайная находка), да ещё и за неполную цену, - нафиг им это надо.

Я понимаю, что согласно морали, скажем так, людей из гуманитарной сферы древности принадлежат обществу и государству, поэтому это будет нарушением принципа, если оно окажется вынужденным их выкупать за деньги. Но в реальности "обычные люди" так не считают и считать не будут никогда, в массе своей, ибо это слишком абстрактно. Боюсь, что разумнее было бы с этим считаться.

Я в журнале у a_herdsman придумала такой вариант закона: нашедший обязан сообщить о находке, предоставить её для изучения, а потом может либо получить её обратно (если она не представляет музейной ценности) и быть готовым предоставить её по требованию для дополнительных исследований, либо получить вместо неё вознаграждение; а если представляет ценность - то сдать в музей и опять же получить вознаграждение. Мне кажется, это компромиссный вариант, который устроил бы все стороны. Когда я стану президентом мира, так и сделаю :)

Безо всяких объяснений, верю что случайные находки могут быть ценными. И верю, что при наличии материальной заинтересованности копать будут гораздо интенсивнее.
Чудесно! Пускай этим интенсивным копателям будет выгодно продать именно государству и все будут довольны. Свитки Мёртвого Моря были так хорошо и многообразно найдены именно благодаря интенсивному денежному стимулированию.
Да,я знаю о побочном эффекте - разрезании свитков. Но даже этот случай не говорит о том, что стимулировать плохо, а говорит о том что надо стимулировать правильно.

Древности Ашкелона

Пользователь arktal сослался на вашу запись в своей записи «Древности Ашкелона» в контексте: [...] Оригинал взят у в Лампа на побережье Ашкелона [...]

Я надеюсь, что они её потёрли)))

Думаю, не раз :)

Нехороший человек - редиска

Пользователь a_herdsman сослался на вашу запись в своей записи «Нехороший человек - редиска» в контексте: [...] Это  я о себе. http://archaeology-il.livejournal.com/83190.html?thread=420086#t420086 [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account